Боль в шее, связанная с поражением нервных волокон, встречается также часто, как и обычная боль в шее (есть данные, что до 2/3 людей с болью в шее могут испытывать боль в шее, связанную с поражением нервных волокон), и связана с более высоким уровнем инвалидности (Scott D Daffner, 2003; Richard Liu, 2017).
Патофизиология и клинические проявления боли в шее, связанной с поражением нервных волокон, различаются в разных подгруппах.
Боль в шее, обусловленная радикулопатией (приводящей к блокаде нервной проводимости), клинически проявляется болью и объективными неврологическими нарушениями, такими как изменение чувствительности, мышечная слабость и гипорефлексия (Joachim Scholz, 2019; Brigitte Tampin, 2021).
Корешковая боль, скорее всего, вызвана эктопическими разрядами, возникающими в высоковозбудимом дорсальном корешке или его ганглии (Nikolai Bogduk, 2009; Michael Mansfield , 2020; K N Lam, 2021) и может возникать при отсутствии потери функции нерва (Nikolai Bogduk, 2009; Camilla Kapitza, 2020).
У таких пациентов также могут наблюдаться признаки повышенной механочувствительности нерва, которая клинически проявляется болью в ответ на движения конечности (вызывающие удлинение нерва), и локальной болезненностью при пальпации нервного ствола (Brigitte Tampin, 2013). В этой ситуации, при отсутствии каких-либо повреждений нерва, боль, скорее всего, является ноцицептивной, вызванной активацией ноцицепторов соединительной ткани периферических нервов (S K Sauer, 1999; Joel Fundaun, 2022).
Таким пациентам могут быть показаны нейродинамические техники (G T Allison, 2002; Annalie Basson, 2017). Это предполагает активные или пассивные специфические движения конечности и/или позвоночника, направленные на мобилизацию самой нервной системы или облегчение перемещения между нервными структурами и окружающими тканями.
Биомеханически нейродинамические техники можно разделить на
- техники натяжения, при которых движения двух или более суставов в продольном направлении нагружают нервную ткань в противоположных направлениях (например, сгибание шейного отдела позвоночника в противоположную сторону и разгибание локтя/запястья), и
- техники скольжения, при которых нагрузка, создаваемая движением одного сустава, уравновешивается движением других суставов (например, сгибание шейного отдела в противоположную сторону и сгибание в локте/запястье).
Исследования In vivo на людях показали, что первые вызывают большее напряжение нерва и меньшую продольную экскурсию, тогда как вторые вызывают меньшее напряжение и большую продольную экскурсию (Richard F Ellis , 2012; Michel W Coppieters, 2015).
Lascurain-Aguirrebena и его коллеги (2024) опубликовали систематический обзор с мета-анализом по подгруппам, посвященный вопросу о том, какие типы пациентов с болью в шее, связанной с поражением нервных волокон (если таковые имеются), могут получить пользу от нейродинамических техник.
Исследования были классифицированы в соответствии с критериями их включения/исключения как «Радикулопатия», «Кластер Wainner», «Кластер Hall», «Кластер Elvey» или другие.
Исследования относились к кластеру Wainner, если их критерии включения основывались на специфическом кластере признаков, описанном Wainner и др. (2003), где как минимум 3 из следующих 4 тестов должны были быть положительными:
- Тест натяжения для верхней конечности (ULTT).
- Тест ипсилатеральной ротации шейного отдела (<60˚).
- Тест дистракции.
- Тест Спурлинга.
Исследования относились к кластеру Hall и Elvey, если их критерии включения содержали ссылку на кластер признаков, предложенный Hall и Elvey (1999):
- уменьшение активной/пассивной амплитуды движений в шейном отделе;
- признаки повышенной невральной механочувствительности (положительный нейродинамический тест для верхней конечности);
- доказательства локальной дисфункции шейного отдела (например, с помощью тестирования движений позвоночно-двигательных сегментов).
Исследования, не подходящие ни для одной из этих подгрупп (т.е. не соответствовавшие вышеуказанным критериям), были классифицированы как другие.
Было включено двадцать семь исследований. В отношении уменьшения боли и инвалидизации было установлено, что нейродинамические техники более эффективны, чем отсутствие лечения, повышают эффективность стандартной физической терапии в качестве вспомогательного средства по сравнению с одной только стандартной физической терапией, но не более эффективны, чем тракция шейного отдела. Также было установлено, что нейродинамические техники более эффективны, чем физические упражнения.
Как правило, нейродинамические техники были более эффективны, чем все альтернативные вмешательства (без лечения, тракция, физические упражнения и стандартная физическая терапия) в 13 из 14 исследований, классифицированных как кластер Wainner, из которых все, кроме одного (в котором не было различий), показали более благоприятные результаты после нейродинамических техник.
Величина эффекта была от небольшой (боль) до умеренной (инвалидность) по сравнению с тракцией, умеренной (боль и инвалидность) по сравнению только со стандартной физической терапией и значительной по сравнению с отсутствием лечения (боль и инвалидность) и физическими упражнениями (инвалидность).
Несмотря на то, что этот вывод был ограничен одним исследованием (Shady, 2020), он согласуется с результатами двух предыдущих исследований (Axel Schäfer, 2011; Robert J Nee, 2013), в которых были отмечены худшие результаты после нейродинамических техник у пациентов с радикулопатией.
Нейродинамические техники представляется более эффективной стратегией у пациентов с болью в шее, связанной с поражением нервных волокон, отвечающей критериям Wainner, хотя и с низкой степенью доказательности. Ни один из кластерных признаков по Wainner не свидетельствует о потере функции, они скорее указывают на улучшении функции при болевых провокационных маневрах. Нейродинамические техники могут быть менее эффективным у пациентов нарушением функции, то есть шейной радикулопатией.