Тестирование пациента, один из ключевых моментов практики. При тестировании (обследовании) пациента, происходит не только дифференциальная диагностика и уточнение данных полученных после, например, МРТ исследования, но и мгновенная интеграция полученных данных в будущую программу лечения, с использованием различных техник. Изначально, тестирование делится на профессиональное: неврологическое, ортопедическое, остеопатическое и т.д., в зависимости от специальности тестирующего, но в настоящее время все чаще на семинарах, скажем, по ортопедическому тестированию можно встретить спортивного врача, невролога, остеопата, тренера по физ.подготовке футбольного клуба, телесного практика и т.д.
Сегодня речь пойдет о несколько ином типе тестирования, которое очень мягко, а главное гармонично вплетается в любую специальность. Это мануально-мышечное тестирование.
Проводя мануально-мышечное тестирование, специалисты говорят, что тестируют конкретную мышцу. Конечно же это условности, т.к. полностью исключить синергии невозможно, однако выведение сустава в правильные углы флексии-экстензии, отведение приведение и наружную-внутреннюю ротацию, позволяет максимально акцентировать нагрузку именно на конкретной мышце. Мануально-мышечное тестирование имеет мало общего с функциональным тестированием, когда тестирующий просит давить на него и немедленно оказывает давление в ответ, проверяя тем самым скорость ответа и силу мышцы. В ММТ всегда присутствуют 3 фазы: 1-пациент давит на руку врача, 2-пациент усиливает давление, 3-пациент пытается удержать исходное положение, а врач увеличивает нагрузку на тестируемую мышцу. Данный вариант тестирование позволяет оценить не только фазическую, но и тоническую составляющую активности мышцы. Основную информацию специалист получает во 2 и 3 фазы, когда вместо усиления давления на свою руку,он может почувствовать крупноамплитудный паллидарный тремор, а в 3 фазу вместо хорошего ответа на свое давление, резкое ослабление мышцы. Это и будет свидетельствовать о функциональной слабости тестируемой мышцы, которая может быть связана с проблемой в самой мышце — триггерная точка или миофасциальное укорочение, с чрезмерной активностью антагониста и как следствие реципрокном ингибировании данной мышцы, а так же с рядом других проблем, связанных с нарушением качества иннервации этой мышцы. Чтобы определиться какой фактор является ведущим, в формировании функциональной гипотонии, существуют уточняющие тесты.
В дальнейшем, все эти манипуляции позволяют определиться, какая же все-таки мышца является функционально слабой, например из 4 в манжете ротаторов, и появляется возможность не только мануальной коррекции этой мышцы (лечение триггерных точек, миофасциального укорочения и т.д.), но и назначения пациенту «домашнего задания», по активации этой мышцы, будь-то обычные упражнения или специальные, например на эксцентрический контроль.
Автор статьи: Горковский Дмитрий, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, остеопат, CKTI, CMP.
Литература:
Motyka TM, Yanuck SF (March 1999). «Expanding the neurological examination using functional neurologic assessment part I: methodological considerations». Int. J. Neurosci.97 (1-2): 61–76.
Perot C, Meldener R, Goubel F (1991). «Objective measurement of proprioceptive technique consequences on muscular maximal voluntary contraction during manual muscle testing». Agressologie 32 (10 Spec No): 471–4.
Haas M, Peterson D, Hoyer D, Ross G (1994). «Muscle testing response to provocative vertebral challenge and spinal manipulation: a randomized controlled trial of construct validity». J Manipulative Physiol Ther 17 (3): 141–8.