Координация – это способность выполнять плавные, точные, контролируемые движения (оптимальное взаимодействие мышц).
- Координация — это способность задействовать нужную мышцу в нужное время с надлежащей интенсивностью для выполнения правильного движения.
- Координированное движение характеризуется надлежащей скоростью, расстоянием, направлением, временем и мышечным напряжением.
Это процесс, результатом которого является активация двигательных единиц нескольких мышц с одновременным торможением всех других мышц для выполнения желаемого действия.
Мозжечок – это основной центр головного мозга, который отвечает за координацию движений и способность выдавать плавную точную двигательную реакцию.
Чтобы произошло координированное движение, задействуются все нижеперечисленные структуры.
- Мозжечок.
- Вестибулярная система.
- Двигательная система.
- Чувствительная система.
- Зрение.
Компоненты координированного движения
Координированные движения зависят от:
- Волевое усилие: способность инициировать, поддерживать или прекращать действие или движение.
- Восприятие: взаимодействие системы проприоцепции и подкорковых центров для интеграции двигательных импульсов и получения сенсорного ответа. Когда нарушена проприоцепция, она частично компенсируется за счет зрительной обратной связи.
- Энграмма: физическое или биохимическое изменение в нервной ткани, представляющее память пережитых состояний. В исследовании было доказано, что должно быть выполнено высокое число повторений, чтобы сформировалась энграмма. В исследовании от 1980 г.: «Требуются тысячи повторений для начала формирования энграммы и миллионы повторений для ее совершенствования. Координация развивается пропорционально числу повторений, которые практикуются чуть ниже максимального уровня способности к выполнению».
Типы координации
Двигательная координация, требуемая для выполнения задания, — это комбинация трех навыков:
- Навыки мелкой моторики
- Требуется координированное движение мелких мышц (лицо, кисти).
- Примеры: письмо, рисование, застегивание и расстегивание пуговиц.
- Навыки крупной моторики
- Требуется координированное движение крупных мышц или групп мышц (туловище, конечности).
- Примеры: ходьба, бег.
- Навыки координации «рука-глаз»
- Способность зрительной системы координировать полученную визуальную информацию и затем контролировать или направлять руки для завершения задания.
- Примеры: умение ловить мяч, шитье, использование компьютерной мыши.
Причины нарушения координации
Некоординированное движение или нарушение координации в медицине известно как атаксия. Существует некое число известных случаев атаксии. Они ранжируются от хронических состояний до внезапного проявления. Однако, большинство состояний связаны с повреждением или дегенерацией мозжечка.
Для координированного движения требуется, чтобы функционировали мозжечок, спинной мозг и периферическая нервная система. Болезни и повреждения, причиняющие вред или разрушающие любую из этих структур, могут привести к атаксии.
Среди них выделяют:
- Травматическое повреждение головного мозга.
- Алкоголизм.
- Инфекционный процесс.
- Невропатии.
- Повреждения спинного мозга.
- Рассеянный склероз
- Болезнь Паркинсона.
- Инсульт/транзиторная ишемическая атака.
- Генетические атаксии (например, атаксия Фридриха и болезнь Уилсон).
- Церебральный паралич.
- Опухоли мозга.
- Токсины также могут быть причиной атаксии. Среди них:
- Противоэпилептическиепрепараты.
- Лекарства для химиотерапии.
- Литий.
- Наркотики.
- Седативные средства.
- Ртуть, свинец и другие тяжелые металлы.
- Толуол и другие типы растворителей.
Обследование
В нижеприведенных тестах вам следует искать признаки интенционного тремора, а также «рваных» движений или дисметрии: в форме гиперметрии или гипометрии.
Примеры тестов для верхних конечностей
- Пальценосовая проба — плечо отведено на 90 градусов, локоть выпрямлен; пациента просят коснуться кончиком указательного пальца кончика носа.
- Тест «палец пациента к пальцу врача»: пациент и терапевт сидят друг напротив друга, терапевт держит свой указательный палец перед пациентом; пациента просят дотронуться кончиком своего указательного пальца до пальца терапевта, либо пациент попеременно дотрагивается указательным пальцем до кончика своего носа и кончика пальца терапевта.
- Тест «палец к пальцу» — оба плеча пациента отведены на 90 градусов, локти выпрямлены; пациента просят привести руки к срединной линии так, чтобы указательный палец одной руки коснулся указательного пальца другой руки.
- Адиадохокинез — пациента просят быстро выполнять различные движения, например, сгибание и разгибание кисти, постукивание пальцами.
- Симптом отдачи — пациент сгибает локоть, преодолевая сопротивление терапевта. Когда сопротивление внезапно исчезает/уменьшается, предплечье пациента делает резкое движение (необходимо страховать пациента, чтобы он себя не ударил).
- Тест на застегивание и расстегивание пуговиц.
Примеры тестов для нижних конечностей
- Ходьба по прямой линии (нога к ноге): в случае поражения мозжечка, в походке наблюдаются отклонения.
- Проба Ромберга: попросите пациента встать, сведя пятки вместе. Покачивание или потеря баланса происходят, когда глаза пациента открыты или закрыты.
Тесты для спортсменов/человека, регулярно занимающегося спортом
Также существует множество высокоуровневых тестов для помощи в оценке и улучшении навыков и продуктивности спортсмена. Например, тест на бросание мяча в стену (попеременно двумя руками), тест на переворачивание банок с газировкой и т.д. На видео представлено несколько координационных тестов.
Общие принципы упражнений на координацию
- Постоянное повторение нескольких двигательных действий.
- Использование сенсорных ориентиров (тактильных, зрительных, проприоцептивных) для улучшения двигательной активности.
- Увеличение скорости движения с течением времени.
- Действия разбиваются на компоненты, достаточно простые для правильного выполнения.
- При необходимости предоставляется помощь в выполнении действий.
- Таким образом, после двух или трех повторений пациенту необходима передышка, чтобы избежать усталости.
- Для формирования энграммы необходимо правильно выполнить большое количество повторений.
- Во время тренировки нового движения пациенту дают различные вводные, например, инструкция (звуковая стимуляция), сенсорная стимуляция (прикосновение) или положения, в которых пациент может видеть движение (визуальная стимуляция), для улучшения двигательной активности.
Физическая терапия
Существует много вариаций, которые можно использовать для улучшения координации, например:
- Тайцзи.
- Пилатес.
- Йога.
- Программа упражнений Otago и использование балансировочных досок.
- Нейромышечные упражнения на координацию.
- Проприоцептивная нейромышечная фасилитация.
- Сенсорно-интеграционная терапия.
- Упражнения Френкеля.
Доказательная база
Существует много доказательств в пользу включения упражнений на координацию в лечение при целом ряде заболеваний.
В Кохрейновском обзоре от 2015 года, посвященном эффективности пилатеса при болях в нижней части спины, были приведены доказательства низкого и среднего качества, свидетельствующие, что пилатес можно использовать для лечения боли в пояснице.
В проведенном в 2015 году исследовании, посвященном изучению эффективности проприоцептивной нейромышечной фасилитации у пациентов с инсультом, было обнаружено, что тренировки на координацию, основанные на применении паттернов ПНФ, полезны при нарушении баланса и ходьбы. Улучшения были обнаружены как в улучшении результатов теста на дотягивание, так и по шкале Берга.
В исследовании 2011 года, которое называлось «Роль упражнений на координацию в улучшении когнитивной функции у пациентов старшего возраста», было обнаружено, что низкоинтенсивные упражнения могут быть полезны для улучшения когнитивной функции у людей старшего возраста.
Исследование, посвященное влиянию координационных тренировок на теннисистов, показало, что программа по улучшению координации помогает спортсменам лучше осваивать и демонстрировать навыки работы предплечьем и удара ракеткой (так называемые форхенд и бэкхенд).
Исследование (2015) эффективности программы сенсорной интеграции для улучшения двигательных навыков у детей с аутизмом, свидетельствует, что это лечение было эффективным и помогало детям с аутизмом стать более независимыми и активнее участвовать в повседневных занятиях.
При исследовании эффективности координационных упражнений Тайцзи Цюань у пожилых людей было сделано заключение, что «пожилые люди, которые регулярно этим занимаются, показывают лучшую постуральную стабильность в более сложных условиях, чем люди, которые этого не делают. Тайцзи Цюань в качестве координационного упражнения может снизить риск падения, поддерживая возможность постурального контроля. Тайцзи Цюань настоятельно рекомендуется в качестве режима координационных упражнений для предотвращения падения пожилых людей».
В исследовании с привлечением пациентов с инсультом и изучением эффективности упражнений Френкеля было обнаружено значительное улучшение координации, баланса и выполнения функциональных заданий при включении упражнений Френкеля в физиотерапевтическую программу.